Реклама ⓘ
Главная » Усилители
Призовой фонд
на май 2024 г.
1. 1000 руб
Сайт Паяльник

Похожие статьи:


Реклама ⓘ

Ламповый гитарный усилитель (distortion и clean)

На некоторое время уступив дорогу сначала транзисторам, а потом и микросхемам, радиолампы вновь вернулись в кладовки радиолюбителей. В настоящее время эти электровакуумные приборы снискали большую популярность у любителей хорошего звука. Это касается как музыкантов, так и тех, кто слушает их записи. Многочисленные фирмы отреагировали на спрос и в магазинах сейчас можно без особых хлопот купить достойный усилитель, вот только их стоимость в некоторых случаях просто астрономическая. В итоге, многие радиолюбители осваивают азы построения аппаратуры на радиолампах, конструируя различные усилители для своих наушников, мощных аудиосистем и музыкальных инструментов. И я не "прошёл" мимо, решив заняться усилителем для своей гитары.

За основу будущей конструкции я взял хорошо себя зарекомендовавшую схему предварительного усилителя Slo Recto Twin конструкции небезызвестного в кругу энтузиастов ламповой музыкальной техники Гишяна *AZG* Азнаура. К "преду" добавил двухтактный усилитель мощности на лучевых тетродах 6П3С, схему задержки подачи анодного напряжения и переключение футсвитчем.

Принципиальная схема

Схема лампового гитарного усилителя (distortion и clean)

Конструктивно усилитель состоит из предварительного усилителя на лампах VL1-VL3, двухтактного усилителя мощности (лампы VL4-VL6) и общего блока питания.

Предварительный усилитель в свою очередь состоит из двух каналов - чистого (clean) и перегруза (distortion) с отдельными регуляторами тембра и громкости. 

Сигнал со звукоснимателей гитары подаётся на сетку одного из двух триодов лампы VL1.1, являющегося общим усилителем для обоих каналов. В катодной цепи смещения триода при помощи одной из групп контактов реле коммутируется электролитический неполярный конденсатор С1, который включается в схему в режиме чистого звука и расширяет полосу усиливаемых частот в области НЧ. В режиме перегруза (срабатывает реле) он оказывается изолирован большим сопротивлением резистора R3, поэтому остаётся только конденсатор С2, обладающий относительно небольшой ёмкостью. При этом усиление каскада заметно уменьшается на низких частотах, что предотвращает "бубнение" звука. С анода триода сигнал разделяется на два канала. Верхний работает в режиме усиления чистого звука, нижний в перегрузе. Канал clean представлен трёхполосным (treble - высокая, bass - низкая, middle - средняя частоты) регулятором тембра, собранным по схеме фендера, и каскадом усиления на триоде VL1.2. 

Перегруз (distortion) реализован уже гораздо большим количеством ламп и пассивных элементов. Три каскада на триодах VL2.1, VL2.2 и VL3.1 имеют большое общее усиление, за счёт чего звук сильно искажается. Тем самым образуется эффект с характерным тяжёлым и мощным звуком. Для согласования этих каскадов с регулятором тембра, а так же для предотвращения взаимного влияния, в схему включен катодный повторитель на триоде VL3.2. В режиме чистого звука канал перегруза запирается замыканием сетки триода VL2.2.

Для раздельного регулирования уровня сигналов каскадов, каждый из них снабжён переменными резисторами громкости R11 и R38. Кроме того имеется и общий регулятор громкости R40 master volume. Движки всех регуляторов громкости шунтированы постоянными резисторами, сопротивлением 2,2 мегаома. Они необходимы для устранения возможных шорохов, вызванных износом токопроводящего слоя. Сами по себе они не страшны, но вот при этом происходит отрыв сетки от общего провода, в следствие чего громкость шороха становится очень большой.

Усиленный и обработанный сигнал с одного из каналов подаётся на вход дифференциального фазоинвертора, собранного на лампе VL4. Его задачей является дополнительное усиление и создание на выходе двух одинаковых сигналов со сдвигом фазы в 180° друг относительно друга для работы двухтактного усилителя мощности на лампах 6П3С.

Коммутация каналов предварительного усилителя осуществляется при помощи двух реле, которые, в свою очередь, переключаются при помощи футсвича (можно выбрать нужный канал нажатием ноги кнопки, как в примочке) или переключателя на лицевой панели. Так же имеются переключатели режимов bright (S1) и treble shift (S2) для изменения окраса звучания каждого канала. Индикаторный светодиод VD13 в футсвитче включен в цепь коммутирующих реле и загорается, когда нажимается кнопка S6 для включения канала distortion. Конденсатор С57 относительно большим током зарядки в момент нажатия кнопки обеспечивает надёжное срабатывание реле, так как тока, текущего через светодиод, может не хватить для этого.

Питание усилителя осуществляется трансформаторным блоком питания с пассивной фильтрацией анодного напряжения со схемой задержки, и со стабилизатором напряжения накала ламп 12АХ7. В выпрямителе анодного напряжения использованы ультрабыстрые диоды UF4007, благодаря чему удаётся практически полностью избавиться от коммутационных шумов переключения диодов. Для того, чтобы питание на лампы подавалось только после прогревания их катодов, в усилителе используется схема задержки, собранная на транзисторах VT3 и VT4. Реле K3 срабатывает примерно через 10-15 секунд после включения усилителя (подбирается ёмкостью С55) и замыкает контакты К3.1. Накальные нити ламп предварительного усилителя запитаны стабилизированным напряжением 12,6 вольт для уменьшения фона и шумов, а так же для увеличения срока службы этих электровакуумных приборов. Напряжение на катоде повторителя VL3.2 довольно велико из-за большого сопротивления резистора R33, из-за этого создаётся значительная разность потенциалов между катодом и его накалом, что сильно сокращает время работы лампы. Для нейтрализации этого эффекта, потенциал накала "поднимается" относительно общего провода примерно на 75 вольт. Соответствующее напряжение подаётся с делителя R67 и R68 на симметричный делитель накала R65 и R66. Такой же делитель установлен и в цепь накала выходных ламп (6,3 вольт), но его средняя точка подключается к общему проводу.

Развязка земли выполнена по схеме "звезда", когда провода от цепей общего провода разных каскадов соединяются в одной точке и имеют надёжный контакт с корпусом усилителя.

Детали

Все постоянные резисторы усилителя должны быть металлоплёночными (MF) или металлоксидными (MO). Они обладают меньшими шумами, в отличии от углеродных резисторов CF. Годятся так же отечественные резисторы МЛТ.

Плёночные конденсаторы должны быть серии MKP фирм Wima или Epcos на напряжение не ниже 400 вольт. Эти конденсаторы из числа "музыкальных" достаточно распространены. Можно так же использовать хорошие отечественные серии К71. Несколько худшие результаты дают ширпотребные К73. Следует остерегаться старых металобумажных конденсаторов типа МБ или МБМ. Как правило, даже самым "новым" экземплярам больше 30 лет и почти все они имеют значительные токи утечки. Электролитические конденсаторы лучше всего использовать с максимальной температурой работы 105 градусов из-за близости к горячим лампам. Для конденсаторов в анодных цепях напряжение должно быть не менее 400 вольт. Шунтирующие их конденсаторы 0.022 мкф должны быть типа Х2, рассчитанные на работу в цепи переменного напряжения не менее 275 вольт. Значение рабочего постоянного напряжения у них составляет 600-1000 вольт, а низкое внутреннее сопротивление импульсному току способствует хорошему фильтрованию помех и пульсаций. Вместо неполярных электролитов С1 и С10 можно использовать обычные полярные.  Конденсаторы небольшой ёмкости в темброблоках и в фазоинверторе лучше взять плёночные, слюдяные из серий КСО и СГБ или импортные высоковольтные керамические конденсаторы синего цвета.

В предварительном усилителе использованы лампы 12AX7 фирмы Tung Sol российского производства. Вместо них можно использовать ЕСС83 или отечественные 6Н2П-ЕВ. При этом следует уменьшить напряжение накала до 6,3 вольт. Для этого необходимо заменить стабилитрон VD9 на другой - с рабочим напряжением 3,3 вольт. С некоторым ухудшением качества звука можно использовать 6Н2П, 6Н23П и даже 6Н9С, а так же другие двойные триоды. В качестве выходных ламп применены распространённые отечественные тетроды 6П3С.

Транзисторы в схеме задержки, а так же VT2 в стабилизаторе накала предварительных ламп, могут быть любыми кремниевыми маломощными структуры n-p-n и с минимальным коэффициентом передачи тока эмиттера 100. Например - КТ315, КТ3102, SS9014 и так далее. Мощный транзистор VT1 должен иметь максимальный ток коллектора не менее 4 ампер и максимальное напряжение не ниже 100 вольт. Если его корпус не изолированный (TO-220FP), то к радиатору его следует прикрепить через изолирующую теплопроводную прокладку "номакон", а стягивающий винт снабдить пластиковой шайбой.

Диоды в анодном выпрямителе VD1-VD4 желательно использовать ультрабыстрые, типа UF4007, но можно поставить и обычные выпрямительные с максимальным обратным напряжением не ниже 600 вольт и прямым током 1 ампер. В этом случае каждый из них шунтируется плёночным или керамическим конденсатором ёмкостью 0,01 мкФ на напряжение не менее 630 вольт. Диоды VD5-VD8 с барьером Шоттки, их можно заменить любыми c максимальным прямым током не менее 3 ампер.

Реле я использовал специализированные для переключения аудиосигналов - 46ND012-P фирмы FUJITSU. Но можно применить любые с рабочим напряжением 12 вольт, с двумя переключающими группами и минимальным током срабатывания.

Трансформаторы и дроссели самодельные. Первые намотаны на каркасах и сердечниках от российского компьютера "Корвет" производства середины 90-х. Их ленточные U-образные магнитопроводы имеют небольшое поле рассеивания и могут быть установлены без магнитных экранов. Подойдёт так же любое трансформаторное железо с сечением 6 см2. Данные по обмоткам и напряжениям даны в таблице в схеме. Между слоями следует прокладывать один слой лакоткани или тонкой конденсаторной бумаги, а между обмотками количество слоёв должно быть не менее трёх. Между половинками магнитопроводов помещены изолирующие прокладки из лакоткани, толщиной 0,3 мм. Дроссели намотаны проводом 0,25мм до заполнения каркасов. Их сердечники должны быть сечением не менее 2 смс диэлектрическим изолятором между их половинками.

Конструкция

Внимание! В этом усилителе, как и в большинстве других ламповых устройствах имеется высокое напряжение, опасное для жизни и здоровья, поэтому все монтажные работы и настройку следует производить с соблюдением техники безопасности!

Конструктивно усилитель выполнен на открытом дюралюминиевом шасси, повторяя дизайнерский подход к конструированию ламповых аудиоусилителей. Переменные резисторы, почти все разъёмы и переключатели укреплены на лицевой панели, имеющий удобный для использования изгиб под углом 45 градусов. Гнёзда предохранителя FA1 и выхода звукового трансформатора, а так же разъём питания размещены на задней стенке.

Футсвитч собран в отдельном прочном корпусе, соединяющимся с усилителем длинным кабелем.

Печатная плата довольно длинная, поэтому толщина фольгированного стеклотекстолита должна быть не менее 3 мм, чтобы исключить лишнюю деформацию. если найти такой материал не удаётся, то можно использовать и распространённый с толщиной 1,5 мм, но при этом необходимо предусмотреть отверстия для крепления стоек посередине платы.

Наладка

Несмотря на довольно большую сложность схемы, усилитель начинает работать сразу же после включения, если, конечно же, все использованные в нём детали исправны. Однако работу устройства следует проверять покаскадно. В начале усилитель включается без ламп и проверяется работа схемы задержки. Далее регулировкой подстроечного резистора R63 выставляют напряжение накала ламп предварительного усилителя, равное 12,6 вольт. Далее, уже с лампами слудует вновь подстроить это напряжение, которое "упадёт" под нагрузкой. После этого измеряются напряжение на конденсаторах анодного питания. Оно должно составлять 330-360 вольт. Следует учесть, что у работающего усилителя эти показатели будут ниже. 

Дальше вставляем в соответствующие панельки лампы усилителя мощности VL4-VL6. К верхнему по схеме выводу переменного резистора R40 временно подпаивается экранированный провод, второй конец которого можно подключить к любому источнику аудиосигнала - плееру или мобильному телефону. При этом в динамиках должна быть слышна чистая, не искажённая музыка. Далее вставляют в панельки лампу VL1 и подключают гитару ко входу усилителя, который переключают на "чистый" канал. Убеждаются в хорошей его работе. Потом вставляют оставшиеся лампы и проверяют уже канал distortion. 

Режимы ламп выбраны оптимальными, и они остаются такими при использовании резисторов со стандартным допуском ±5%, поэтому никаких подборов элементов производить не нужно.

Совместно с этим усилителем я использую кабинет ("колонка" для гитарных усилителей) с установленной в нём динамической головкой Vintage 30 фирмы Celestion. Обычные динамики, применяемые в автомобильных и бытовых акустических системах ставить не рекомендуется, так как именно гитарный динамик с его особой формой АЧХ (завал на средних частотах) формирует особенный звук электрогитары.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество ПримечаниеМагазинМой блокнот
VL1-VL4 Лампа12AX74 ЕСС83, 6Н2П-ЕВПоиск в магазине ОтронВ блокнот
VL5, VL6 Лампа6П3С2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
DA1 Линейный регулятор
LM7812
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT1 Составной транзистор
2SB1340
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT2-VT4 Биполярный транзистор
2SC945
3 КТ315, КТ3102, SS9014Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD1-VD4 Выпрямительный диод
UF4007
4 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD5-VD8 Диод Шоттки
SR306
4 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD9 СтабилитронBZX55C6V81 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD11, VD12 Выпрямительный диод
1N4148
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD13 СветодиодL-132XHD1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C1, C10, C11 Электролитический конденсатор22 мкФ3 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C2, C47C50 Конденсатор0.47 мкФ5 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C3, C9, C12, C16, C18, C20, C24, C25, C27, C29, C38, C39, C41, C44 Конденсатор0.022 мкФ14 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C4, C7, C22 Конденсатор220 пФ3 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C5, C8, C31-C34, C52 Конденсатор0.1 мкФ7 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C6 Конденсатор0.047 мкФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C13 Конденсатор2200 пФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C14, C17 Конденсатор1000 пФ2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C15, C21 Конденсатор1 мкФ2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C19, C26, C38, C57 Электролитический конденсатор10 мкФ4 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C23 Конденсатор470 пФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C28, C40, C43 Конденсатор3300 пФ3 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C30, C30 Конденсатор100 пФ2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C35, C51 Электролитический конденсатор470 мкФ2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C37, C39, C42, C54 Электролитический конденсатор220 мкФ4 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C46 Электролитический конденсатор10000 мкФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C53, C56 Электролитический конденсатор47 мкФ2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C55 Конденсатор0.33 мкФ1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R12, R16, R20, R41 Резистор
2.2 МОм
5 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R2 Резистор
68 кОм
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R3, R60 Резистор
100 кОм
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4, R24, R32 Резистор
1.8 кОм
3 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R5, R31 Резистор
220 кОм
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R6, R7, R13, R22, R26, R33, R45 Резистор
100 кОм
7 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R8, R9, R35 Переменный резистор250 кОм3 BПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R10 Переменный резистор25 кОм1 BПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R11, R19, R36, R40 Переменный резистор1 МОм4 AПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R14 Резистор
820 Ом
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R15, R21, R23< R30, R50, R51 Резистор
470 кОм
6 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R17, R42, R43 Резистор
10 кОм
3 1 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R18 Резистор
680 кОм
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R25, R47, R49 Резистор
1 МОм
3 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R27 Резистор
39 кОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R28 Резистор
330 кОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R34 Резистор
47 кОм
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R37 Переменный резистор50 кОм1 AПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R38 Переменный резистор50 кОм1 BПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R39, R48 Резистор
22 кОм
2 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R44 Резистор
82 кОм
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R46 Резистор
470 Ом
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R52, R53 Резистор
4.7 кОм
2 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R54 Резистор
180 Ом
1 5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R55, R56, R58, R59, R65, R66 Резистор
120 Ом
6 2 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R57 Резистор
330 кОм
1 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R61 Резистор
1 кОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R62, R64 Резистор
2.7 кОм
2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R63 Подстроечный резистор220 Ом1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R67 Резистор
1 МОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R68 Резистор
270 кОм
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R69 Резистор
560 Ом
1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
T1 Трансформатор1 70 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
T2 Трансформатор1 ТП60-862РПоиск в магазине ОтронВ блокнот
L1 Дроссель1 Гн1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
L2 Дроссель4 Гн1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
L3 Дроссель1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
K1-R3 Реле46ND012-P3 12 В, 2 переключающие группыПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Плавкий предохранитель1 А 240 В1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
XP1, XP2, XP3, XP4 РазъёмTS 6.3 mm4 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Разъёмсетевой. 220 В1 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
S1, S2, S4 Переключатель1 контактная группа3 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
S3 Переключатель2 контактные группы1 220 ВПоиск в магазине ОтронВ блокнот
S6 Кнопка типа footswitch1 контактная группа1 С фиксациейПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Панелька для лампы12AX74 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Панелька для лампы6П3С2 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
РадиаторДля VT11 Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Скачать список элементов (PDF)

Прикрепленные файлы:

Теги:

Опубликована: 0 3
Я собрал 0 2
x

Оценить статью

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография
0

Средний балл статьи: 5 Проголосовало: 2 чел.

Комментарии (108) | Я собрал (0) | Подписаться

0
Владимир #
Хм, очень заинтересовал этот усилок. А сколько в среднем обойдётся сборка данного аппарата?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
На радиодетали, кроме трансформаторов и расходных материалов, уйдёт примерно 60-80$. Трансформаторы в среднем по 30-50$. Всё зависит от магазинов, где "отовариваться" и типов самих деталей.
Ответить
0
Бадрутдинова Светлана Николаевна #
Нет слов! Классная схема! Правда пришлось поставить на оконечник 6П41С. Трансы, сетевой ТАН, а вот выходной пришлось поставить от УМ50. У ТАНа уже с 10кГц начинает заваливаться. Муж орет, что заняла весь угол. Ай,..караван все ровно идет. Мощь хорошая. Нагрузила лампу 27в 50 ватт. Вспыхивает ярко. Спасибо автору.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Для гитары не нужен широкополосный выходной трансформатор. Вполне достаточно 8-10 кГц верхней частоты. Свой трансформатор я мотал почти без секционирования - один слой вторичной обмотки, потом вся первичная и снова вторичная. Она, кстати, намотана относительно тонким проводом, чтобы все витки уместились в 1-2 слоях. Получается 4 такие обмотки. Они соединяются параллельно с соблюдением фазировки. Общего сечения провода вполне хватает для выходной мощности усилителя, то есть около 10-13 ватт
Ответить
0
Бадрутдинова Светлана Николаевна #
Схема сама по себе хорошая. Но ведь не все радиолюбители гитаристы. А желающих повторить думаю найдутся. Нужно было оговорить, что транс выходной ограничен в частоте. Мучится будет молодежь повторяя ошибку. Я за основу взяла лишь оконечный каскад. Микшер и темброблок у меня отдельно.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Так-то да, для высококачественного воспроизведения музыки трансформатор нужно сделать по несколько иным данным. Для этого необходимо увеличить число витков вторичной обмотки для снижения нижней границы частот (20-50 герц), а так же применить секционирование. Всё это доходчиво расписано в различных статьях
Ответить
0
олег #
Для снижения нижней границы нужно увеличивать число первичной обмотки, а не вторичной
Ответить
0
monroz #
Обязательно замените лампу 6П3С на L34 и удача вам улыбнется.
Ответить
0
Тоха #
Сколько ватт он получается? Какой кабинет нужен?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Измерения показали мощность в 12 Ватт, но благодаря высокой чувствительности динамика, акустическая громкость соответствует 100 ваттному усилителю. За несколько лет эксплуатации этого усилителя и его прототипов, ни разу не выкручивал регулятор громкости на максимум. Усилитель вполне способен раскачать кабинеты 1x12 или 2х12, хотя вполне хватит и на 4х12. Я использовал самодельный 1x12 с динамиком Vintage 30
Ответить
0
Олег #
А какое получается анодное напряжение на предварительном усилителе?
И что за дроссели стоят в блоке питания?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Напряжение питания предварительных усилителей составляет примерно 320-330 Вольт.
О конструкции дросселей рассказано в статье. У меня они самодельные, но можно использовать любые другие, индуктивностью 1-10 Генри, рассчитанные на ток не менее 150 миллиампер.
Ответить
0
Олег #
Еще вопросик. Не скажете ли мне, какой уровень сигнала после преда получается? Я хочу его использовать с другим оконечным каскадом, более мощным
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Уровня сигнала вполне хватит для любого оконечника.
Ответить
0
NooD #
Какие трансформаторы можете посоветовать к использованию? Поскольку возиться с намоткой нет никакого желания.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
В качестве выходного трансформатора подойдёт ТП60-862Р (есть на сайте ерасова) или другой, рассчитанные для работы в двухтактном PP усилителе на лампах 6П3С и под нагрузку 8 ом (зависит от сопротивления вашего динамика или кабинета). Силовой трансформатор можно использовать любой, мощностью не менее 70 ватт с выходными напряжениями, указанными на схеме
Ответить
0
Михаил #
Скажите размеры вашего "железа" ваших трансформаторов (силового и выходного). Они у вас одинаковые?
У меня есть как раз сильно похожие на ваши.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Сечение сердечника 3*2= 6 квадратных сантиметров. Оба трансформатора одинаковые
Ответить
0
Михаил #
А как расположены обмотки у выходного трансформатора?
Первичная 1366 витков на каждой катушке, а вторичка? По 50 витков в четыре провода или же по 100 витков в два провода на катушке, как соединяется вторичка?
Ответить
0
samol #
Какие резисторы (линейные или логаритм) стоят на регуляторе тембра и громкости?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
На схеме указаны типы характеристик переменных резисторов. у потенциометров импортного производства маркировка отличается от отечественной:
А (кириллица, отечественный стандарт) или В (латиница, западный стандарт) соответствует линейной зависимости сопротивления;
Б (кириллица, отечественный стандарт) или С (латиница, западный стандарт) соответствует логарифмической кривой сопротивления;
В (кириллица, отечественный стандарт) или А (латиница, западный стандарт) соответствует обратнологарифмической зависимости сопротивления.
На моей схеме тип характеристики указывается в иностранном обозначении перед номиналом сопротивления. Например, переменный резистор R8 имеет линейную зависимость, а R9 обратнологарифмическую
Ответить
0
Олег #
Здравствуйте, подскажите пожалуйста пару вопрос. Дроссель L2 вроде менее нагружен чем первый, могу ли я использовать дроссель 2,5 Гн на 100мА (есть также и 60мА)?
И если я буду использовать лампы 6Н2П-ЕВ могу ли ко всем лампам (в том числе 6П3С) подключить общее стабилизированное постоянное напряжение 6.3 вольта (все лампы параллельно)?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Привет. Дроссель L2 входит в состав фильтра предварительного усилителя. Ток потребления не больше 10 мА, поэтому можно использовать практически любой дроссель с как можно большей индуктивностью. Сгодится даже первичная обмотка звукового трансформатора типа ТВЗ от ламповых телевизоров. Сердечник там собран с зазором, а индуктивность катушки составляет примерно 12 Гн.
Можно использовать общий накал, соединив накальные выводы всех ламп параллельно, но в таком случае нужно учесть, что общий потребляемый ток в таком случае будет составлять чуть более 2,5 ампера, что потребует использовать более толстый провод накальной обмотки силового трансформатора, а так же более мощные элементы в стабилизаторе. Но лучше, всё-таки, раздельный накал
Отредактирован 17.02.2015 20:17
Ответить
0
nektar1n #
Скажите пожалуйста, можно ли использовать заменой силового трансформатора импульсные блоки питания или регуляторы напряжения? Обязательно ли для ламп снабжение напряжением из силового трансформатора (важен ли качественный синус). И из вышенаписанных комментариев, следует вывод, что у вас в схеме лишь два трансформатора: один силовой, один выходной. Но на фотографиях готового устройства, если я не ошибаюсь, три транформатора?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Можно использовать и импульсный источник питания, выдающий необходимое напряжение - 350-400 вольт для анодных цепей, 6,3 и 12,6 вольт для питания накала ламп выходного и предварительного каскадов соответственно, а так же 10-15 вольт для схемы задержки. Только нужно учесть, что "импульсники" могут давать помехи в широком диапазоне частот, что пагубно скажется на работе усилителя.
В схеме 2 трансформатора, они большие по бокам шасси. посередине них установлен дроссель, ещё один установлен под ним в подвале шасси
Ответить
0
Евгений #
А подойдет в качестве выходного трансформатора ТП114-ТВ-3 от ерасова?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
К сожалению, не подойдёт. У Ерасова есть TП-208-1331Р, вот он вполне сгодится. Так же ТП60-862Р, но он уже снят с производства. В качестве выходного трансформатора пригоден любой двухтактный, с Ra = 4 кОм
Ответить
0
Евгений #
Очень заинтересовала данная схема усилителя. А где можно найти чертежи печатных плат? А то на форуме не открываются.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Рабочая ссылка на плату в конце статьи
Ответить
0
Евгений #
А плата темборблока есть?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Детали темброблока распаяны на выводах переменных резисторов и тумблеров
Ответить
0
Виталий #
Выбор схемы усилителя - дело любительское. Но раньше, в журналах "Радио" публиковались очень даже приличные схемы. Решение разделения на 180градусов лучше выполнять по схемам катодных повторителей.Выбор ламп 6П3С возможен (лучше применить 6П6С(потеря мощности не значительная) 6П3С - это по существу электрообогреватель! Эти лампы надо располагать подальше, где то скраю конструкции И , желательно охлаждать небольшим вентилятором.Остальные лампы желательно использовать с экранными колпачками. При их отсутствии навивать медный провод(как спираль) по всей высоте лампы, а конец провода заземлять. Для уменьшения шума (токи Фуко блуждают по шасси конструкции) поэтому экспериментальным путем ищут общую точку заземления: припаивают провод к общей шине заземления, а другим концом провода экспериментально находят точку на шасси, где шумы минимальны.Фильтрующие конденсаторы в цепях анодного питания необходимо устанавливать как можно дальше от источников температуры(ламп) Цепи питания(накальные) необходимо питать от отделной(не заземленной!) обмотки тр-ра и на эту цепь обязательно подавать положительное напряжение, небольшое, ото отдельного выпрямителя. Разность потенциалов между катодом и накалом на продолжительность работы лампы НЕ ВЛИЯЕТ!Лампа дольше работает , если на ее нить накала подается полож напряжение - электронное облако удерживается около нити накала и не истощается нить накала. Лампу лучше неиного перекалить, чем недокалить так как при недокале электроны "вырываются" из нити накала и лампа быстрее выходит из строяПри перекале и подачей полож. напряжения в накальную цепь образуется электронное облако с динамическим равновесием около катода. Удачи. Эксперименты всегда приносят пользу, повышают уровень знаний и добавляют опыта!
Ответить
0
shauchuk #
Собрал и доволен
Могу скинуть семплы, собираюсь сделать ещё один на большом куске текстолита вместе с блоком питания и регуляторами
Позже прикреплю печатную плату для обсуждения
Прикрепленный файл: IMG_20161210_120326[1].jpg
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Хорошая работа!
Ответить
0
shauchuk #
Печатная плата на общее обсуждение. Хочу сделать усилитель на одном куске текстолита. Спецы может подскажут как правильней. Борьба с фоном и с шумами.
Прикрепленный файл: усилок.lay6
Ответить
0
Nik #
Мне понравилась ваша печатка! И хочу узнать, печатная плата рабочая?
Ответить
0
Игорь #
Тоже интересно. Не пробовали по данной плате собрать?
Ответить
0
Nik #
Я собираю эту плату. Но пришлось немного переделать плату и вынести некоторую часть на отдельные платы
Прикрепленный файл: 55006_.lay6
Ответить
0
Игорь #
Я вообще сейчас все разношу на 5 плат.
Две платы с регулировочными (будут стоять одна над другой), отдельно силовой блок, отдельно ламповый блок, ну и все остальное на пятой.
Я только не понял, зачем регулировочный резистор Rever, если он просто висит в пустоте?
Ответить
0
Сергей #
Игорь, получилось ли разнести? Печатками не поделитесь?
Ответить
0
Владимир #
Хочу повторить конструкцию, но у меня будет два динамика. Есть желание сделать два выходных каскада - по паре 6П3С и трансу на каждый динамик.
Вместо 12АХ7 будут 6Н2П.
Вопрос - потянет ли фазоинвертор пару выходников?
Может, есть смысл в ФИ поставить 6Н1П?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
А зачем 2 динамика? Если уж так хочется, то можно не городить два оконечника, а сделать в выходном трансформаторе две обмотки на каждый динамик с возможностью переключения между ними.
Если вместо 12AX7 будете использовать отечественные лампы, то лучше всего подойдут 6Н2П-ЕВ
Ответить
0
Владимир #
Два динамика потому, что их есть два :-)
А два выходника, чтоб получить удвоенную мощность.
Вот две обмотки делать точно смысла нет - мощность останется та же, достаточно соединить два дина параллельно, к одной обмотке.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Не проще ли будет включить по 2 лампы параллельно в каждое плечо?
Хотя, каждый извращается как может
Ответить
0
Владимир #
Параллелить лампы - вариант.
Но, по концовке решил, что будет один динамик. Схема будет повторяться без изменений.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Динамики можно включить и последовательно/параллельно, как это делается в некоторых фирменных кабинетах, например Yerasov GX212
Ответить
0
Дмитрий КУР #
Den-ssdd, хотелось бы тоже повторить это творение. К сожалению прикреплена только одна плата. Где можно найти платы блоков питания?
Ответить
0
Никитос #
А есть печатка на блок питания?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
К сожалению, нет. Схема там простая, поэтому печатную плату не делал, ограничившись навесным монтажём
Ответить
0
Михаил #
Собрал данную схему, но есть проблема с оконечником. При выкрученных на максимум ручках R19 и R40 (в режиме drive) лампы , начина я с vl3, издают свист (свыше 1кГц), а выходной транс постепенно прогорает (на его поверхности тлеют искры). Вместо выходной нагрузки подключен резистор 24ома. На резисторе R50 постоянное напряжение равно нулю, а на R51 составляет 32 В. Кондеры C31 и C32 исправны. Падение напряжения на половинах трансформатора составляет 47В и 27,5 В. Смещение на обоих сетках относительно катода около 17 В. Кто-нибудь может подсказать где искать неисправность?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Самое первое - проверить монтаж, обратив особое внимание на земляную шину. Самовозбуждение, а у Вас именно оно, в большинстве случаев появляется из-за слишком длинных проводов и неправильной разводки земли. В усилителе с большим усилением это особенно критично. Послушайте звук высокоомными наушниками типа ТОН-2 (1600 Ом) на регуляторе R40, вытащив перед этим выходные лампы и лампу фазоинвертора.
Никакого постоянного напряжения на сеточных резисторах R50 и R51 быть не должно. Либо у VL6 утечка первой сетки, либо "сифонит" С32. Зачастую утечка проявляется в работающей цепи под напряжением, и не определяется тестером. Вытащите выходные лампы и посмотрите, что на сеточных резисторах. Попробуйте поменять тетроды местами. Если при этом напряжение будет уже на R50, то однозначно вышла из строя 6П3С.
Испытательная нагрузка в 24 ома не подходит для трансформатора, рассчитанного для нагрузки 8 или 4 ома. Для измерений воспользуйтесь двумя-тремя соединёнными параллельно резисторами мощностью 2 ватта, суммарное их сопротивление должно быть близким к тому, на которое рассчитан трансформатор. если Вы брали мои намоточные данные, то это должно быть около 8 ом. если сопротивление будет сильно отличатся, то изменится режим работы выходных ламп, что может привести к пробою трансформатора. У меня было такое, когда я включил усилитель без нагрузки и ударил по струнам гитары. Пришлось перематывать трансформатор...
Ответить
0
mishan_aviator #
den-ssdd, спасибо за ответ. Не упомянул, что при первом включении зажглась дуга между анодом и подогревателем VL5. Выключил питание не сразу, т.к. не видел ее, а только слышал :). Из-за этого слезла краска на резисторах R58 и R59. Выводы лампы я заизолировал, но, вероятно, транс успел выйти из строя, теперь у него межобмоточное замыкание (первичка со вторичкой). Транс брал стандартный ТН36 127/220В. Сейчас он на перемотке, намотаю по Вашим данным. Провода, действительно, использовал очень длинные, т.к. хотел все обмерить, а конструкция корпуса не позволит подлезть никуда. Но буду укорачивать. Прилагаю фото конструкции.
Прикрепленный файл: IMG_20170924_130317_1500x1125.jpg
Прикрепленный файл: IMG_20170924_130330_1500x1125.jpg
Прикрепленный файл: IMG_20170924_130342_1500x1125.jpg
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Укоротите все провода до минимума, ещё раз проверьте разводку земли и удачи!
Ответить
0
Дмитрий #
Планирую заняться сборкой по Вашей схеме. Подскажите, на схеме и в списке деталей не нашел конденсаторов С36 и С45. их не должно быть или я не вижу? конденсаторы С30 так и должны быть два штуки рядом, это не ошибка?
Еще такой же вопрос про резистор R29. Его я тоже не нашел ни в схеме ни в списке.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Если какого-то элемента по порядковому номеру нет в схеме, то его просто пропустил. Ничего страшного. Конденсаторы С30 соединены последовательно. Можно заменить одним высоковольстным конденсатором, ёмкостью 47-51пФ.
Ответить
0
Дмитрий #
Спасибо за ответ. Так как на фото не видно переднюю панель полностью с подписями, то я хотел еще уточнить правильно ли я понял. Резистор R40 это master volume общий для двух каналов, R11 это volume для канала clean, R38 это volume (и как бы presence) для канала distortion. а вот R19 это как бы gein общий для двух каналов, так?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
R11 - clean volume (громкость чистого канала)
R19 - drive gane (усиление канала перегруза)
R40 - drive volume (громкость канала перегруза)
R38 - drive presence
Если есть желание, то можно добавить ещё один регулятор master volume - общая громкость - между переключающей группой реле К2.2 и конденсатором С29. Переменный резистор сопротивлением 1 МОм
Ответить
0
Дмитрий #
Спасибо за ответ. Еще вопрос. Пока не могу нигде найти реле 46ND012-P. Предлагают замену на RT424012 (https://www.chipdip.ru/product/6-1393243-3-rt424012). Могу ли я ее использовать? На плате нужно менять расположение контактов или достаточно их раздвинуть, так как монтажные размеры отличаются и как правильно разместить контакты?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Подойдёт любое реле с небольшим током срабатывания и с двумя группами переключения. Нужно лишь перерисовать дорожки
Ответить
0
Васиий #
Здравствуйте, подскажите, а в анодах фазоинвертора разные сопротивления, это верно?
Ответить
0
Васиий #
Здравствуйте, подскажите, а разные номиналы сопротивлений в анодах фазоинвертора это верно?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Да, всё верно. К примеру, так сделано в Marshall JCM800
Ответить
0
Иван #
Здравствуйте.
А какую функцию выполняет регулятор R38 - drive presence? Хочу поставить общий регулятор громкости - и теперь не хватает места на панели. Вот думаю пожертвовать этим регулятором, или установить его внутри корпуса, если он для подстройки на один раз.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Здравствуйте. Подробнее о назначении этого регулятора можно почитать тут https://guitar-news.ru/guitar-help/891-zachem-nuzhna-ruchka-presence-v-lampovom-gitarnom-usilitele.html поиграйте на гитаре, послушайте усилитель, возможно, Вам он покажется не нужным
Ответить
0
Иван #
Почитал, спс. Похоже нужная крутилка. Буду искать место на панели.
Ответить
0
Иван #
А есть схема с напряжениями, с режимами? Вопрос: при выкручивании гейна появляется фон - где начинать искать проблему?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Карту напряжений я не делал.
Без кабеля тоже фонит? При извлечении штекера кабеля, идущего от гитары, контакт разъёма замыкается на общий провод.
Ответить
0
Иван #
При замыкании входа на общий - фон очень слабый, у динамика только рядом слышно. Похоже каскад дист\клин сильно усиливают - на сетку фазоинвертора приходит 4,5В при смещении -2,2В.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Извлеките из панельки лампы VL1 и VL2, если фон в режиме перегруза не пропал, то причина может быть в фазоинверторе, либо в буферном каскаде на VL3. Если фона нет, то вставьте вторую лампу - если фон появился, ищите причину усилителе-ограничителе.
Питание накала постоянным током?
Когда я изготавливал этот усилитель, то тоже столкнулся с сильным фоном, перерыл всё, но так и не нашёл причину... Позже перетыканием ламп выяснил, что у триода одной из них сетка каким-то образом замыкала на соседние электроды. Заводской брак :-( Учитывая стоимость 12АХ7, было не очень весело от найденой неисправности.
Как правило, причиной фона могут быть излишне длинные сигнальные провода, неправильное соединение оплёток экранированных проводов к "земле" и неверная разводка общей шины.
Ответить
0
Михаил #
А фон какой частоты?
Ответить
0
Иван #
den-ssdd, питание накала постоянным током, под нагрузкой видны волны 100-герцовые, но при отключении накала фон не меняется. Накал можно вычеркнуть.
Михаил, фон clean-канала на выходе такой...(скриншот не снял, рисую по памяти). В общем 50 Гц резкими пиками. Маленькие пики похожи на гармоники 50 Гц.
В питании анода электронный дроссель - напряжение под нагрузкой ровное.
Похоже эти пики пройдя через тракт дисторшн и начинают сильно фонить. Вот только где искать источник?
Прикрепленный файл: WhatsApp Image 2019-03-04 at 22.jpg
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
То есть, при отключении накала фон не пропадает? Лампы при этом уже не работают, значит помеха пролезает через анодное напряжение. Попробуйте отключить электронный дроссель, временно заменив его резистором 1 кОм 2-5 Ватт, а ещё лучше обычным дросселем, например, первичной обмоткой трансформатора ТВЗ.
Общий провод "звездой" разводили или прямой шиной? Обратите внимание на сеточные провода, идущие от платы к панелькам, они должны быть длинной не более 3-4 см, в ином случае их необходимо экранировать. Оплётку нуобходимо соединить с одного конца с общим проводом в той точке, куда подпаян катодный резистор соответствующего триода.
Ответить
0
Иван #
Накал я отключал буквально на секунду.
Земля на плате по контуру идёт, кольцом. Хотя позже я кольцо разорвал - изменений не было.
Провода от платы короткие. Это можно сказать стойки медные, чтоб панелька была чуть выше элементов.
Сейчас все провода меняю на экранированные.
Нужно осциллографом по тщательней поискать, может гитара ловит фон. По звуку это 50 герцовый треск, а не гул. Да, кстати, заземления в розетке у меня нет
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Если не гудит, а трещит, то причиной может являться расположенный рядом мощный потребитель электроэнергии - тиристорный регулятор мощности бойлера, холодильник и так далее.
Имеет смысл на время увеличить ёмкость анодного конденсатора С37 до нескольких сотен микрофарад (больше 470. Если ёмкость будет очень большой, то такой конденсатор следует подключить к диодному мосту через ограничительный резистор 10-47 Ом) и отключить усилитель от розетки. Если треск пропал - значит дело в помехе от сети или в анодном питании. если нет - то это проблема самовозбуждения одного из каскадов.
Общий провод лучше группировать возле "заземлённого" вывода электролитического конденсатора в анодной цепи каждого каскада, как это сделано у меня. Либо "прямой" шиной, как это делается во многих гитарных и музыкальных усилителях, соединив эту шину с общим проводом на "минусе" диодного моста выпрямителя. Так же нельзя использовать шасси усилителя в качестве общего провода. Оно должно подключаться к "массе" возле "минуса" диодного моста, то есть только в одной точке.
Ответить
0
Иван #
Воо, чет про потребитель не подумал. Рядом с макетом ЛАТР стоит. Ок, спс. Буду пробовать.
Ответить
0
Иван #
Значит так. Всё что можно перепаял экранированным проводом. Землю насколько возможно зазвездил.
Теперь при накоротко замкнутом входе всё в норме. Слышен рядом с динамиком шум от ламп, и очень тихий гул 100 или 50 Гц.
Но гитара ловит теперь фон и радио России.
Фон уж ладно, но вот радио....
Есть какие то способы борьбы? Или это проблемы уже гитары и надо в ней копаться?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Резистор R2 68 кОм установлен? Он как раз предназначен для борьбы с радиочастотными наводками. Последовательно с ним можно ещё дроссель поставить на 47-68 мкГн.
Нужно выявить приёмник помех - гитара или усилитель. Для этого на гитаре выкручиваем регулятор громкости до нуля. Если радио продолжает вещать, то проблема в кабеле,а так же в отсутствии заземления (для ламповой теххники с большим усилением оно крайне желательно). Если паразитного фона нет, то необходимо экранировать гитару. Статей об этом полно в интернете. Особенно фонять сингловые звукосниматели. При подключении обычного комбика или транзисторной педали этого незаметно почти.
Ответить
0
grach #
Доделал. Еще блютуз прицепил, для барабанов с телефона.
Прикрепленный файл: _1170274п1.jpg
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Поздравляю, отличная работа!
Ответить
0
Alexi #
Может у меня не корректный вопрос, но что за цепь в пунктирной рамке Footswitch? Какой сигнал подается в разъем ХР4? По какой цепи зажигается светодиод VD13?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Пунктиром обозначен корпус педали для переключения каналов ногой. Я использовал коробочку от системы сигнализации (на фото справа). XP3 и XP4 соединены проводом с 6 мм джеками на концах. Кнопка S6 типа DPDT с фиксацией замыкает цепь с реле К1, К2 и светодиодом. Для их надёжного срабатывания параллельно светодиоду и токогасящему резистору включен электролит С56. Ток срабатывания рэле несколько больше тока удержания, поэтому без этого конденсатора не обойтись.
Прикрепленный файл: IMG_20200130_190802.jpg
Ответить
0
Alexi #
Подскажите величину тока нагрузки на каждой вторичной обмотке (270В, 6,7В, 13,5В, 15В) трансформатора Т1??
Нашел аналог с параметрами
U2 = 275 В, I2= 0,02А;
U3 = 6,3В, I3=1,2А;
U4=12В, I4=0,25А.
Хотелось быть уверенным что он подойдет.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
К сожалению, выбранный Вами трансформатор не подойдёт.
Сетевая 0,3А
Анодная обмотка 270В должна обеспечивать ток не менее 0,2А
Накал 6,7В не менее 2А
Накал 13,5В не менее 0,7А
Обмотка 15В не менее 0,15А
Ответить
0
GodSweker #
Подскажите, а в данный усилитель можно использовать еще для прослушивания музыки? Например добавить возможность переключения вывода звука на гитарный динамик или выход на обычные колонки/динамики.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Да, конечно можно. Сигнал с источника музыки (телефон, плеер, ПК) надо подать на сетку первой лампы фазоинвертора (вывод VL4.1) через разделительный конденсатор ёмкостью 0,1-1 мкФ. Так же желательно поставить отдельный регулятор громкости и переключатель, отсекающий предварительные каскады от оконечного.
Но ожидать отменного звучания от этого усилителя не стоит - выходной трансформатор имеет не достаточно хорошую полосу рабочих частот
Отредактирован 24.05.2020 19:46
Ответить
0
Максим #
Добрый день, смотрю по датам тема еще не умерла.
Есть маршал MG50DFX. Похоже сдохла выходная микруха. Вот думаю на его базе сделать данный УНЧ
Хочу только оставить реверберацию родную.
Поможете если что? В теме недавно Собрал всего 4 УНЧ 2SE и 2PP. Думаю на выход поставить 6П14ЕВ поскольку динамик родной боюсь не потянет. 15Вт ламповых. Что скажете?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Здравствуйте. Зависит от чувствительности динамика - посмотрите в интернете. Я позже пожалел, что сделал двухтакт, так как для дома мощность РР да ещё с чувствительным динамиком (V30), мягко говоря, избыточна. Уже на 11 часах регулятора громкости уши закладывает.
Так же надо посмотреть, АЧХ динамика. Если он обычный широколосный, то надо менять на гитарный
Ответить
0
Сергей #
А почему в схеме в цепи питания на анодке R67 и R68 одного номинала, а на биполярнике VT3 эти же R67/R68 уже другого номинала? Чет туплю...
Ответить
0
Михаил #
Резистор R67 и кондер C54 отвечают за время задержки. Их номиналы можно подбирать (если увеличивать, то время задержки также увеличивается и наоборот). R68 - токоограничитель в цепи эмиттера. В таблице указано чрезмерно большое значение. А на схеме - нормальное (5,6 к). Можно взять 8,2к или 10к.
Ответить
0
Владимир #
Почему нельзя было на одной плате все это разместить? Это принципиально важно? И еще можно lay out схемы остальных плат?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Можно всё, но зачем? Делалось для удобства монтажа и, если потребуется, ремонта. Плату блока питания удобно разместить под силовым трансформатором, усилителя вдоль панелек ламп, а темброблок мне показалось уместно смонтировать навесным способом, припаивая детали к выводам переменных резисторов.
Если же всё делать на одной плате, то это заметно увеличит количество проводов, которых и без того не мало
Ответить
0
Василий #
Мне нужен ламповый аппарат, но без перегруза. Если из этой схемы тупо убрать каскады на VL2 и подать сигнал с С3 прямо на темброблок - можно так попробовать?
Очень интересная схема и комментарии, благодарю автора
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Уберите каскад хайгейна - всё, что между C13, R18 и R40, R41. Каскад на лампе VL1 нужен будет в любом случае для раскачки оконечника.
Если играть планируете дома, то мощность двухтактного выходного каскада для этого избыточна - слишком громко. Посмотрите в сторону однотактных схем, они и проще и дешевле в изготовлении. К примеру, модификация знаменитого Fender Champ
Прикрепленный файл: Чамп.JPG
Ответить
0
CloudSnow #
У меня такой вопрос, не особо понимаю какие именно крутилки на выходе мы получаем. Я про переменные резисторы, хочу понять их названия. Извините если тупой вопрос, просто я половину понял, а другие что то не могу найти по названию, за что именно отвечают и что меняют.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
У каждого канала есть трëхполосный регулятор тона - Treble, Middle, Bass. Высокие, средние и низкие частоты соответственно. Ручка Gain позволяет регулировать усиление\перегрузку соответствующего канала. Presence - узкополосный регулятор тона, позволяющий выделить звучание усилителя в миксе. Регулятор громкости в этом усилителе один, хотя лучше его сделать раздельным на каждый канал, и общий оставить как Master volume
Ответить
0
CloudSnow #
Так мне нужна ваша помощь. После сборки появились шумы. Вроде всё правильно, но мне легче у знающего человека узнать. Есть писки, так же постоянно вибрации на громкости 10 процентов. Питания у меня отдельное и по нему всё идеально. Скажу лишь то что лампы усиления я пробовал запитывать и от 220 вольт и от 350 вольт. Скажу так, разницы ни какой, до этого использовал умножитель аж с 6 каскадами, и он не вытянул, просадка ушла аж до 130 вольт, что маловато для ламп.
Всё есть в файлах, то что было выделено красным, я уже вернул в плату, разницы так же ни какой
Помогите пожалуйста
Прикрепленный файл: Okonechnik.pdf
Прикрепленный файл: Okonechnik_1.pdf
Прикрепленный файл: Снимок экрана 2022-06-05 231646.png
Прикрепленный файл: Снимок экрана 2022-06-05 232902.png
Прикрепленный файл: Снимок экрана 2022-06-05 233632.png
Прикрепленный файл: Снимок экрана 2022-06-05 234357.png
Прикрепленный файл: Снимок экрана 2022-06-05 235008.png
Ответить
0
CloudSnow #
Я забыл добавить ещё список компонентов. Всё что в этом списке, так же стоит на плате.
важное уточнение: "XP6" - VOLUME
Прикрепленный файл: Okonechnik_list.pdf
Ответить
0
Андрей ШАБАН #
Хочу выходной трансформатор намотать на железе от ОСМ-0,063У3. Сечение керна 25х26 мм, то есть 6,5 см2. Нижнюю частоту взял 50 Гц. Ra = 2x2500 = 5000 Ом. Ток покоя лампы (6П3С) взял 100 мА. получилось: количество витков w1=3090, w2=121; диаметры d1=0.25 по меди, d2=1. Получится ли что-нибудь при таких данных? Спасибо!
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Слишком большой ток анода. Для 6П3С вполне достаточно выставить ток покоя в пределах 35-40 мА - это заметно продлит срок службы ламп.
Ответить
0
Егор #
Сколько примерно метров проволоки у Вас ушло на намотку трансформаторов?
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Длина провода зависит от размеров сердечника и каркаса будущего трансформатора. Силовой трансформатор можно рассчитать при помощи соответствующей программы из сборки All_In_One (можно легко найти на форуме)
Отредактирован 15.06.2023 12:16
Ответить
0
Егор #
А что означает 4*0.5 в столбце с сечением провода для трансформатора?
4 это толщина изоляции получается?
Ответить
0
AlexKh01 #
Четыре провода по 0.5
Ответить
0
Александр #
А где взять нормальные переменники с обратнологарифмической зависимостью сопротивления? Смотрю, допустим, на сайте Mouser и печаль там с этим типом.
Ответить
+1

[Автор]
den-ssdd #
На diy-tubes есть. Как для печатного, так и для навесного монтажа
Ответить
+1
Михаил #
Да, с логарифмическими трудновато. Как вариант, "допилить" линейный до логарифмического https://radio-samodel.ru/log%20rezistor.html
Ответить
0
Александр #
Есть то оно есть... Но 35$ за доставку полдесятка переменников - ну как-то не очень (.
Ответить
0

[Автор]
den-ssdd #
Имелся в виду отечественный магазин diy-tubes.ru доставка там в районе стандартных для таких случаев 350-400 российских рублей. Если Вы из другой страны, то помочь ни чем не могу.
Ответить
Добавить комментарий
Имя:
E-mail:
не публикуется
Текст:
Защита от спама:
В чем измеряется электрическое сопротивление?
Файлы:
 
Для выбора нескольких файлов использйте CTRL

Конструктор УНЧ 60 Вт на LM3886
Конструктор УНЧ 60 Вт на LM3886
Мини гравер 125 Ватт Конструктор: DDS генератор сигналов
вверх